Идея и суть бизнеса

В 90-х мы с моим теперешним партнёром по бизнесу Давидом Арутюновым были студентами факультета природообустройства МГУ и мечтали, как выпустимся и откроем свой бизнес. Так как к выпуску никакого гениального бизнес-плана не созрело, мы оставили эту идею и оба пошли строить карьеру в сфере юриспруденции.

Но, как вы можете понять из заголовка, этим история не закончилась. На одной из встреч выпускников мы с Давидом встретились и возобновили общение, которое привело нас к совместному бизнесу.

Изучение рынков стран Центральной Азии натолкнуло меня на мысль о поставке «экзотических» для российского рынка полосатых и белых семечек подсолнечника. В России в то время продавались только привычные нам чёрные семечки, и это должно было стать новинкой, а соответственно, пользоваться спросом.

Я не ошибся. Начав с продажи 10 тонн семечек в месяц, мы довольно быстро перешли к реализации 100+ тонн, и этих объёмов было мало. Бизнес был настолько успешен, что вскоре мы пришли к выводу, что быть просто поставщиками семян для нас уже мало и стоит задуматься над созданием собственного бренда — только уже с другой продукцией.

Конечно же, мы полагались на свой предыдущий опыт и были на все 100% уверены, что именно эксклюзив принесет нам успех. Проведя маркетинговое исследование, мы нашли отличную свободную нишу. И это было — вы не поверите, — варенье. Как оказалось, ассортимент такого простого продукта, знакомого нам с самого детства, был абсолютно не широким. На прилавках можно было увидеть лишь самые традиционные вкусы: малиновое, вишнёвое и клубничное. Мы подумали и решили попробовать разнообразить рынок вареньем из фейхоа, кизила и белой черешни. Так появился бренд «te Gusto».

Открытие

В 2009 году мы подарили вторую жизнь одному из заводов Кыргызстана и стали выпускать продукцию.

Траты на запуск

Прогнозируя такой же высокий спрос, как и в прошлом нашем бизнесе, мы вложили в старт нового дела 4,5 млн рублей — это именно та сумма, которой хватило на производство и доставку 60 тонн варенья вместе со всеми налоговыми и таможенными платежами. Ни услугами банков, ни вероятно возможным инвестированием мы не пользовались. Все деньги были собственными, вырученными на бизнесе с семечками.

Ошибки на этапе открытия

Первой нашей ошибкой было изготовление слишком большой партии варенья. Второй — неброская, не привлекающая внимания этикетка. К тому же, клубничное варенье оказалось слишком жидким и практически все, кто заказывал его, оформляли возврат. Как результат — мы потеряли 80% вложенных в первую партию средств. Но не сдались!

С особой внимательностью проработав свои ошибки, мы составили грамотный план развития и вернулись на рынок. Были разработаны фирменный стиль и дизайн упаковок, продуман ассортимент и рекламная кампания.

Команда

На сегодняшний в московском офисе команда состоит из порядка 30 человек. Это отделы продаж, маркетинга, логистики, бухгалтерия и складское хранение. В Армении на сегодняшний день штат составляет свыше 100 человек, производственная площадка постоянно расширяется, строятся и вводятся в эксплуатацию новые цеха, поэтому вместе с заводом растёт и коллектив компании.

Как и любая развивающаяся компания, мы время от времени сталкиваемся с нехваткой квалифицированных кадров, т.к. наши запросы постоянно возрастают. Поэтому мы как и сами стараемся посещать различные тренинги, так и сотрудников регулярно направляем на курсы повышения квалификации. Кроме этого, постоянно находимся в поиске новых специалистов.

Доходы и расходы

Средняя рентабельность нашего бизнеса составляет около 10%. Самим большим спросом на данный момент пользуется варенье без сахара, что объясняется трендом на ЗОЖ, который поддерживается в последние годы.

У нас достаточно сезонные продукты, основные продажи приходятся на холодные периоды времени.

Продвижение

На старте мы активно использовали сайты с бесплатными объявлениями и вручную рассылали письма с предложениями о сотрудничестве потенциальным партнера. Это довольно хорошо сработало.

Сейчас наша продукция продается в премиальных магазинах и на всех маркетплейсах, также мы активно продвигаемся через соцсети, СМИ и спонсорскую поддержку различных мероприятий. Всё это не так затратно, но в перспективе даёт хороший результат.

Сложности в сфере и советы начинающим предпринимателям

Как и в любом другом бизнесе, в производстве еды и напитков есть масса тонкостей. Особенно если ты собираешься производить экологически чистые продукты — на самом деле, а не только на словах, как это делают многие производители.

Так как в России пока что достаточно проблематично найти поставщиков экологически чистого сырья, возможно, понадобится самостоятельное выращивание овощей и фруктов, или же — особая тщательная проверка условий, в которых эти овощи и фрукты выращиваются.

Также не стоит забывать, что ничто из натуральных продуктов не имеет долгий срок хранения. Поэтому стоит, во-первых, сделать всё для того, чтобы транспортировка сырья до производства и готового продукта до магазина занимала как можно меньше времени, а во-вторых — рассчитать, какое количество продукции будет продано, чтобы потом не выбрасывать тонны просроченного продукта.

Всем желающим попытать своё счастье в фуд-бизнесе хочется посоветовать для начала найти свободную нишу, потому что в условиях жесточайшей конкуренции действительно сложно продвигаться. А затем — составить подробнейший бизнес-план и начать движение. Главное, уметь вовремя корректировать действия с учётом обстоятельств.

Результаты и планы

За прошедший 2022 год нами было изготовлено и реализовано свыше 5 миллионов сладкой и овощной консервации и более 3 миллионов снековой продукции. В текущем году в наших планах вырасти в объёмах в 1,5-2 раза.

-->